Внутренние авиарейсы хотят сделать дешевле международных

Обсуждаются любые темы, касающиеся транспорта России.

Модератор: Коновалов Артём

Внутренние авиарейсы хотят сделать дешевле международных

Сообщение PRESSA74 Ср сен 03, 2014 6:17 pm

В Госдуме подготовлены поправки в Налоговый кодекс — международные перевозки депутаты предлагают обложить 18% НДС, а внутренние, напротив, обнулить

Заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Олег Нилов подготовил проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих корректировку ставок налога на добавленную стоимость операций по поставке отдельных видов услуг. Документ предполагает установить ставку НДС на услугу по международным воздушным перевозкам пассажиров и багажа за пределы России в 18% вместо сегодняшней ставки 0%. На услугу по внутренним воздушным перевозкам пассажиров, наоборот, ставку НДС предлагается обнулить с сегодняшних 18%.
По мнению парламентария, такое нововведение устранит налоговый приоритет для международного авиасообщения и сделает перелеты внутри страны и внутренний туризм более выгодными для граждан.
На сегодня ставка НДС в 18% на услуги по внутренним авиаперевозкам не действует лишь в отношении двух субъектов РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополь, которые после присоединения к России пользуются некоторыми налоговыми преференциями в первую очередь с целью поддержания туристического потока в регион. Предлагаемые депутатом изменения приведут к тому, что все регионы получат равные налоговые условия, а полеты за границу подорожают.
— Предлагаемые меры станут дополнительным стимулом для авиакомпаний и туроператоров к оказанию соответствующих услуг в пределах территории нашей страны, что даст серьезный толчок развитию внутреннего туризма, — считает Олег Нилов. — Это нововведение снизит транспортные расходы и стоимость перелетов внутри РФ, в том числе и для самих граждан. В итоге данная мера комплексно поддержит развитие экономики в целом.
Председатель Ассоциации деловой авиации и член Международного совета деловой авиации при ИКАО Леонид Кошелев считает, что инициатива будет способствовать росту внутренних авиаперевозок.
— Мера очевидно призвана простимулировать рост внутренних перевозок по отношению к международным. Сейчас около 70% рейсов «Трансаэро» и «Аэрофлота» ориентированы на международные направления, а вот компания S7 специализируется больше на внутренних перевозках. В принципе это правильно, поскольку внутреннюю пассажирскую авиацию нам давно нужно поднимать, — сказал он.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков сомневается в резком снижении цен на авиабилеты внутреннего сообщения и указывает на то, что существуют другие, более значимые факторы ценообразования.
— Проблема дороговизны авиабилетов внутри страны базируется и на других объективных причинах: туда включены и чистка снега зимой, и утепленные ангары, и множество убыточных аэропортов с двумя рейсами в день, где расходы на содержание всего аэропорта вынуждены включать в стоимость этих билетов, — рассказал он. — Еще есть дороговизна топлива из-за отсутствия конкуренции в этой сфере. Что же касается НДС на внешние рейсы, то это мировая система, поскольку все страны поощряют экспортные перевозки. Стоимость, поменяв НДС, снизить можно, но необходимо решать и другие проблемы — например, с монополизмом поставщиков топлива.
Эксперт Ассоциации туроператоров России Ирина Юзова считает, что обнуление НДС для внутренних авиаперевозок способно стимулировать развитие внутреннего туризма.
— Это очень хорошая идея, которая поможет туроператорам, занимающимся внутрироссийским туризмом. Удешевление внутренних перелетов, как любой шаг к большей доступности рейсов для граждан, призвано увеличить спрос, который положительно скажется на туристических компаниях и поможет развитию внутреннего туризма в стране, — сказала она.
После присоединения Крыма к России и развития прибрежных зон Краснодарского края страна получила пляжные курорты, рассчитанные на миллионы туристов. Однако зачастую перелет за границу на более дальние расстояния стоит россиянам дешевле, чем более короткие перелеты на собственные курорты внутри страны.
Напомним, что в апреле Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) выдала предупреждение авиакомпаниям, занимающим доминирующее положение на отдельных товарных рынках. Антимонопольщики отмечали, что авиакомпании навязывают потребителям тарифы без учета динамики потребительского спроса.
— Тарифы должны не только повышаться, но и снижаться по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса и объема реализованных авиабилетов за конкретный период времени (процента занятости кресел), — отмечали в ФАС
Известия
Аватара пользователя
PRESSA74

 
Сообщений: 5963
Зарегистрирован: Вт авг 18, 2009 11:16 am
Откуда: Челябинск, ЖБИ

Re: Внутренние авиарейсы хотят сделать дешевле международных

Сообщение PRESSA74 Ср сен 03, 2014 7:02 pm

Олег Нилов: не должно быть выгоднее летать в Европу, чем на Камчатку
14:21 03/09/2014 Наталья Кожина
Депутат Олег Нилов предложил обнулить ставку НДС на авиаперевозки по России, свою инициативу он прокомментировал АиФ.ru.

Замруководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов разработал законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, который предполагает снизить НДС с 18 % до 0 % на внутренние авиаперевозки пассажиров. Как инициатива отразится на цене полётов за границу и помогут ли эти меры сделать поездки по стране более доступными, депутат рассказал Аиф.ru.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Олег Анатольевич, вы предлагаете НДС на международных авиаперевозках пассажиров поднять с 0 % до 18 %, а на внутренних — опустить с нынешних 18 % до 0 %? Так ли это?
Олег Нилов: Я хочу уменьшить НДС с 18 % до 0 % для внутренних перевозок, но это не должно отразиться на казне и поступлениях в бюджет. Когда мы где-то снимаем налоговую нагрузку, Минфин нам говорит: нет, ребята, за наш счёт решить вопрос не получится. Чтобы не пострадала казна, а самое главное — чтобы пассажиры всё-таки имели возможность летать по доступным ценам, приходится поменять приоритеты. Мне, в свою очередь, непонятна логика, почему нужно за рубеж делать билеты более доступными, чем внутри России? Поэтому появился такой законопроект.

— Какую реакцию на Ваше предложение вы прогнозируете от авиакомпаний?

— Авиакомпании разные, часть из них специализируется на внутренних перевозках, надеюсь, что они поддержат. А тем, которые специализируются на перевозках за рубеж, — что тут скрывать, это «Аэрофлот», «Трансаэро» — конечно, это не понравится. Им нужно будет каким-то другим образом удовлетворять свои аппетиты, изыскивать какие-то внутренние резервы. Просто повысить цены не получится, взять и автоматом переложить проценты с НДС на пассажира — это не так просто сделать, потому что с большей вероятностью пассажир выберет зарубежную компанию и полетит на её рейсах.

— Получается, что автоматическое повышение цен на билеты за границу на 18 % — не гарантированно?
— Да. Ещё раз хочу подчеркнуть, всё-таки главная идея — снизить цены на билеты внутри страны. Конечно, для этого есть несколько шагов, моё предложение — всего лишь один из них. Но он проверен и апробирован на полётах в Крым и Севастополь, потому что именно в качестве пилотного проекта это было осуществлено на данных направлениях и там есть положительный результат (прим. ред. — В настоящее время нулевая ставка НДС на внутренних рейсах действует только в отношении Крыма и Севастополя). Цены действительно стали доступнее, ещё не так, как хотелось бы, но всё же. Дальше я предлагаю заниматься решением других проблем, связанных с топливом, лизингом, обслуживанием аэропортов, кредитами и т. д. Не должно быть выгоднее летать на курорты Европы, Африки и Америки, по сравнению с Камчаткой, Сибирью и другими отечественными направлениями.

— Олег Анатольевич, вы, наверняка, знаете про невозвратные билеты — на бумаге хорошая инициатива, в вот в жизни она воплотилась не так удачно. Не получится ли подобного с Вашим законопроектом?

— Всё может быть, конечно, за авиаперевозчиками нужно внимательно следить. Складывается ощущение, что некоторые акционеры и владельцы авиакомпаний хотят получать не прибыль, а сверхприбыль. На это нужно обращать внимание, проверить многие вопросы — задача правительства. На мой взгляд, цена на билеты должна быть в 2–3 раза ниже сегодняшней. А что касается невозвратных билетов, они должны быть только в системе лоукост. Нет лоукоста — нет невозвратных билетов. Думаю, мы отдельно будем разбираться в этим вопросом.

АиФ.ru
Аватара пользователя
PRESSA74

 
Сообщений: 5963
Зарегистрирован: Вт авг 18, 2009 11:16 am
Откуда: Челябинск, ЖБИ

Re: Внутренние авиарейсы хотят сделать дешевле международных

Сообщение PRESSA74 Ср сен 17, 2014 7:10 am

О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ НА ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ

амедни наше внимание привлек проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий введение налога с продаж. С 20 августа он находится в стадии общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия, поэтому все написанное ниже относится только к проекту нормативно-правового акта, который может быть в дальнейшем изменен или не принят вовсе.

О чем речь, собственно? Ожидается, что с 1 января 2015 года будет установлен налог с продаж (НСП), максимальная ставка которого будет составлять 3% от полной стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Это региональный налог, решение о введении которого будет приниматься непосредственно субъектами РФ. Причина его введения - в катастрофическом состоянии региональных бюджетов, испытывающих серьезные проблемы с финансированием постоянно увеличивающихся социальных обязательств. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ физическим лицам, т.е. это налог на конечное потребление (B2C), не применяющийся к договорам между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Очевидно, что налог с продаж будет введен подавляющим большинством российских регионов, причем не только испытывающих серьезные проблемы с балансировкой бюджетов, но напротив, в первую очередь наиболее развитыми - с наибольшим объемом налогооблагаемой базы (т.е. розничной торговли). На этом скучный ликбез будем считать оконченным.

Планируется установление перечня товаров и услуг, не подлежащих налогообложению (ст. 386.6 в обсуждаемом проекте ФЗ). Помимо прочего, там значатся следующие виды деятельности:

услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Таким образом, перевозки на международных воздушных линиях (МВЛ) явным образом освобождаются от применения налога с продаж. "Позвольте, а как же внутренние перевозки?!", - спросите вы. И будете совершенно правы: по неизвестной нам причине - намеренно или, как часто случается, не подумав - их в "exception list" не включили. На нашей памяти уже пятый год обсуждается применение нулевой ставки НДС на внутренние авиаперевозки, дабы уравнять их (хотя бы фискально) с МВЛ и стимулировать внутренний туризм. Пару недель назад некоторый депутат внес предложение не только обнулить ставку НДС на ВВЛ, но и повысить ее до 18% на международных маршрутах (о его полной бессмысленности и беспощадности к авиакомпаниям мы также писали). И тут - в полном противоречии с целевыми установками - появляется налог с продаж.

По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2013 году доходы российских авиакомпаний от регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок составили 635 млрд рублей, из которых 267 млрд пришлись на внутренние перевозки. "Цена вопроса" для российских авиакомпаний и пассажиров составляет до 8 млрд рублей, а в действительности - значительно меньше. Под обложение НСП подпадает только реализация товаров и услуг физическим лицам, таким образом, командировочные поездки должны от него освобождаться. К сожалению, объем частного потребления в перевозках пассажиров на ВВЛ на отраслевом уровне неизвестен, впрочем, как и на уровне большинства авиаперевозчиков. Поэтому действительный масштаб бедствия можно лишь предположить.

Редакция агентства "АвиаПорт" обратилась за комментариями к представителям крупнейших российских авиакомпаний, а также к Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Примечательно, что для всех наших респондентов грядущее применение налога с продаж к внутренним авиаперевозкам стало открытием. По этой причине получить разъяснения от авиаперевозчиков нам не удалось. АЭВТ, не откладывая проблему в долгий ящик, 12 сентября направила в Министерство транспорта РФ письмо (копия находится в распоряжении редакции) с просьбой вынести на рассмотрение Правительства РФ вопрос об исключении перевозок на ВВЛ из услуг, подлежащих обложению НСП.

Несмотря на анекдотичность ситуации, когда одновременно с обсуждением применения нулевой ставки НДС на ВВЛ появляется налог с продаж в размере до 3%, его введение в нынешней редакции не может считаться невероятным развитием событий. В современной российской истории это "третье пришествие" налога с продаж, второе было с 1 августа 1998 года по 31 декабря 2003 года. В то время, к слову, НСП применялся к внутренним авиаперевозкам. Впрочем, за прошедшие 11 лет система дистрибуции в отрасли изменилась до неузнаваемости, в связи с чем НСП будут преследовать такие сложности, что проще его не вводить.

Начнем с определения налогового агента. Нам это особенно интересно, поскольку на агентскую сеть, по данным ТКП, приходится около 80% продаж внутренних пассажирских авиаперевозок.

Согласно ст. 100 Воздушного кодекса, сторонами договора перевозки являются перевозчик и пассажир (физическое лицо). Понятие "агент" в Воздушном кодексе отсутствует в принципе, за исключением недавно введенной в действие ст. 106.1. Таком образом, исходя из воздушного права, договор перевозки заключается напрямую между авиакомпанией и физическим лицом, что, во-первых, может служить основанием для назначения перевозчика налоговым агентом, а во-вторых, служить основанием для начисления налога с продаж на все реализованные авиабилеты вне зависимости от статуса покупателя (т.е. на корпоративные поездки в том числе).

Впрочем, прелесть российского права в том, что в нем гармонично существуют любого рода коллизии. Так, в проекте поправок к Налоговому кодексу (ст. 386.10 ч. 3) говорится следующее:

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента).

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара, включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента).

Отметим, что эта редакция практически ничем не отличается от той, что была введена в Налоговый кодекс с 1 января 2002 года. Впрочем, это относится ко всему изучаемому документу.

На помощь нам придет и не очень свежее письмо Минфина России от 17 марта 1999 г. № 04-03-13, в котором разъясняется порядок определения налогового агента при продаже авиаперевозок:

В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Поэтому при заключении договора комиссии комитент не оказывает услуги по авиаперевозке комиссионеру, а поручает ему найти покупателя своих услуг, то есть условия осуществления авиаперевозок определяются договором купли-продажи комиссионера с третьим лицом. В связи с этим налог с продаж с покупателей услуг по авиаперевозкам должен взиматься комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа услуг комиссионером. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи услуги, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. Комитент при получении выручки от комиссионера как наличными денежными средствами, так и безналичными налог с продаж не уплачивает.

Признавая "налоговую" редакцию более жизнеспособной (действительно, будет непросто оперировать воздушным правом в дискуссиях с ФНС), сделаем следующие выводы:
в случае прямой продажи налоговым агентом является авиакомпания; сюда же относится агентская продажа с непосредственной оплатой авиаперевозчику - некоторые "продвинутые" агенты умеют так делать;
в случае непрямой продажи налоговым агентом является то юрлицо, которое первым получило оплату от пассажира (агент, субагент, турфирма, другая авиакомпания).
Продолжим не менее каверзным вопросом о территориальности налога с продаж. Таковая проблема стояла и в период "второго пришествия" НСП, но в связи с заметно большей "оффлайновостью" экономики в целом и дистрибуции авиаперевозок в частности не была столь значимой. В проекте поправок к Налоговому кодексу (ст. 386.10 ч. 2) говорится следующее:

Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом.

В ст. 386.5 детализируется понятие места реализации товаров (работ, услуг):

Местом реализации товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации признается место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые реализуют товары (работы, услуги).

Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, реализующего товары (работы, услуги), считается территория субъекта Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории субъекта Российской Федерации на основе государственной регистрации, а в отношении обособленных подразделений на основании места, указанного в учредительных документах организации.

Исходя из здравого смысла, можно предположить, что местом уплаты налога с продаж является субъект РФ, в котором зарегистрирован налоговый агент (см. выше). Однако в ст. 39 ч. 1 Налогового кодекса говорится сказано следующее:

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу…

Арбитражная практика периода действия НСП с 1998 по 2003 гг. часто отсылает к применению норм гражданского права. Применяя ст. 316 Гражданского кодекса ("Место исполнения обязательства"), в том числе отсылку к договору и обычаям делового оборота и принимая во внимание отсутствие в российском воздушном законодательстве любого намека на определение временных и пространственных границ начала и завершения действия договора перевозки, можно считать местом реализации услуги по пассажирской авиаперевозки начальный либо конечный аэропорт маршрута перевозки на территории РФ либо место нахождения юридического лица - исполнителя по договору перевозки (т.е. авиакомпании).

Вопрос определения места реализации услуги по авиаперевозки совершенно нетривиален в связи с тем, что НСП как региональный налог вводится по усмотрению субъектов РФ. В зависимости от "истинного" определения территориальности, внутренние перевозки могут облагаться налогом по разным ставкам, либо не облагаться им вовсе. Впрочем, поскольку вероятность появления регионов, пренебрегших наполнением доходной части бюджетов, весьма невелика, дилемма скорее сводится к выбору "верной" налоговой инспекции.

Из-за чисто бюрократических трудностей налогом с продаж должны облагаться все авиабилеты, за исключением реализованных в рамках корпоративных контрактов с авиакомпаниями и агентами. Фактически, малый и средний бизнес либо будет платить налог с продаж (что противоречит духу и букве поправок в Налоговый кодекс), либо будет вынужден заключать договора с агентами на корпоративное обслуживание, что может найти живой отклик в рядах чрезвычайно ретивой нынче Федеральной антимонопольной службы. Вариант с галочкой при онлайн-продаже "аз есмь юрлицо" и последующей отправкой пакета документов "Почтой России" в адрес налогового агента мы считаем заведомо нерабочим по умолчанию.

Напоследок подытожим невеселые последствия введения налога с продаж на внутренние авиаперевозки.

Во-первых, любое удорожание авиаперевозок приведет к естественному сокращению спроса на них, поскольку ценовую эластичность спроса никто не отменял. Тем более, что речь идет исключительно о конечном потреблении, т.е. перевозках, оплачиваемых из собственных средств пассажиров.

Во-вторых, НСП стимулирует потребителей выбирать отдых за рубежом. Мы не считаем это негативом (в отличие от многих чиновников и законодателей), но на фоне досужих разговоров об обнулении ставки НДС на ВВЛ появление налога с продаж выглядит неожиданно.

В-третьих, присутствуют объективные трудности с отделением налогооблагаемых B2C продаж от необлагаемых B2B. Пассажирские авиаперевозки - один из немногих видов услуг, где личное и корпоративное потребление существуют параллельно и без резко превалирующей доли одного из них. Принимая во внимание реалии российской налоговой системы, каждая продажа без НСП должна сопровождаться пакетом документов у налогового агента. Фактически, эпизодический спрос на авиаперевозки со стороны малого и среднего бизнеса, не имеющего долгосрочных контрактов на корпоративное обслуживание, будет облагаться НСП из чисто бюрократических соображений.

В-четвертых, администрирование налога с продаж в столь "онлайнизированной" и глобализированной отрасли, как пассажирские авиаперевозки, повлечет существенные дополнительные расходы со стороны авиакомпаний и билетных агентов. И те, и другие будут вынуждены дорабатывать системы дистрибуции для включение налога с продаж и вести дополнительную бухгалтерию, а начальный период действия НСП несомненно ознаменуется полной неразберихой с определением налоговых агентов и их территориальной привязкой. Причем в некоторых случаях (если НСП необходимо будет уплачивать по месту фактического исполнения договора перевозки) проблема администрирования налоговых платежей станет совершенно нетривиальной.

И пятое, на наш взгляд, самое важное. Вероятно, что налоговыми агентами, как и прежде, в случаях с непрямыми продажами станут билетные агентства. Очевидно, что независимо от решения "территориального вопроса", иностранные агенты НСП в бюджеты неизвестных им субъектов РФ перечислять не станут. Поскольку разница в 3% - достаточно существенная величина для агентского бизнеса, не говоря об транзакционных издержках на обслуживание НСП, можно ожидать "бегства" российских агентов за рубеж. Современные online travel agencies без труда выдержат трансграничные перемещения, а соседние страны, не страдающие от излишних косвенных налогов, получат новых налоговых агентов и рабочие места.

Мы надеемся, что или налог с продаж не будет введен в обозримой перспективе, либо авиаперевозки усилиями отраслевого сообщества будут исключены из его поля полностью, учитывая чувствительность отрасли к росту тарифов и крайне сложный процесс администрирования в условиях территориальной (часто, трансграничной) и временной оторванности заключения договора перевозки от реализации самой услуги.

АвиаПОРТ
Аватара пользователя
PRESSA74

 
Сообщений: 5963
Зарегистрирован: Вт авг 18, 2009 11:16 am
Откуда: Челябинск, ЖБИ


Вернуться в Транспорт России


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Яндекс.Метрика